ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

В ноябре 2014г. во «Дворце творчества» была создана психологическая служба. Служба является структурным подразделением Дворца и состоит из 6 человек, в том числе три педагога-психолога и три логопеда. Перед психологической службой  Дворца, деятельность, которой нацелена на решение проблем охраны здоровья детей, стоит цель: создание психологических условий для развития способностей всех участников образовательного процесса, развитие и становление индивидуальности каждого обучающегося, формирование его психологической готовности к созидательной жизни. Педагогами-психологами и учителями-логопедами систематически осуществляется взаимодействие с администрацией, родителями, обучающимися, педагогами, медицинским работниками, что повышает эффективность сопровождения.

 

          В сохранении психического здоровья участников образовательного процесса, психологами решаются следующие задачи:

1.       Сохранение психического здоровья обучающихся и педагогов;

2.       Создание комфортных условий для индивидуального развития личности в рамках образовательного  процесса и вне учебной деятельности;

3.       Оказание психологической поддержки участникам образовательного процесса  в реализации задач Дворца;

4.       Формирование мотивации обучающихся к сохранению своего здоровья;

5.       Профилактика употребления ПАВ;

6.       Психологическое просвещение участников образовательного процесса

7.       Содействие профессиональному самоопределению обучающихся;

8.       Ранняя профилактика и коррекция отклонений в развитии на каждом возрастном этапе.

          Деятельность службы на каждой ступени образования включает работу по следующим направлениям:

  • Психологическое и логопедическое просвещение;
  • Психологическая  и логопедическая профилактика;
  • Психологическая  и логопедическая диагностика;
  • Психологическая  и логопедическая коррекция и развитие;
  • Психологическое  и логопедическое консультирование.

 

В 2014-2015  учебном году профилактическая работа, психологическое просвещение и психологическое консультирование (согласно плану работы)  предусматривала целенаправленную работу по предупреждению возможных негативных явлений в психологическом и личностном развитии обучающихся, по созданию и поддержанию благоприятного эмоционально-психологического климата в объединениях и педагогическом коллективе. Основными формами деятельности, направленной на профилактику, стали:

— лектории и семинары для обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей),

— наглядная информация на стенде,

— выработка рекомендаций по индивидуальной работе с детьми,

— консультирование  участников образовательного процесса.

 

Для педагогического коллектива Дворца организованны  и проведены циклы психологических  тренингов:

—  по формированию благоприятного психологического климата в учебном процессе среди педагогов и методистов Дворца «Повышение коммуникативной компетентности»;

— основы командного взаимодействия для административного состава педагогического коллектива Дворца.

Второй год во Дворце работает «Школа родителей», тематика ее заседаний была следующей:

— Я и мой ребенок — поиски взаимопонимания.

— Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье.

— Формирование у детей ответственности. Уровни и составляющие ответственности.

— Помощь родителей,  какой она должна быть. Правила передачи ответственности.

— Как найти путь к бесконфликтной дисциплине. Правила о правилах.

— Мотивы «плохого поведения» детей, причины стойкого непослушания.

— Чувство родителей и Детей. Правила выражения чувств.

— Поощрение хорошего поведения. Какой должна быть похвала? Виды поощрений.

— Самооценка наших детей.

— Важней всего погода в доме

В целях повышения уровня психологических знаний участников образовательного процесса проведён ряд индивидуальных и групповых консультаций с целью оказания помощи в воспитании и обучении детей, педагогами-психологами и учителями-логопедами  были даны рекомендации по запросу.

Одним из ведущих направлений деятельности педагога-психолога в старшем звене, является профориентационная работа, которая основывается на трех направлениях: диагностика, просвещение и ролевые игры, которые способствуют реальному представлению  о мире профессий.

В этом учебном году профориентационная деятельность осуществлялась по запросу, целью её являетсяформирование позитивного образа жизни, умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения; помощь в решении проблемы профессионального выбора, формирование у подростка готовности самостоятельно и осознанно строить и корректировать в процессе жизни свои профессиональные и жизненные перспективы.

В рамках профессионального самоопределения обучающимся предлагается  изучение своего внутреннего мира, изучение личностных особенностей с помощью психодиагностики, проведение ролевых игр, психотренинга. Происходит первичное знакомство с миром профессий. Обучающиеся учатся строить личностный профиль, временную перспективу. Большое внимание уделяется психодиагностике, как личностной, так и профессиональной. Подростки, пройдя систему психотренинга, проектируют профессиональный план и самостоятельно его корректируют с учетом рынка труда. Происходит более подробное знакомство с учебными заведениями. Обучающиеся приобретают личную уверенность в завтрашнем дне.

Диагностика направлена на изучение профессиональной мотивации обучающихся, межличностных взаимоотношений, интересов, мотивации обучения в вузе, работоспособности по психомоторным показателям, а также индивидуальных особенностей личности (способности, темперамент, характер, интеллектуальные возможности).

Из анализа психопрофилактической и профориентационной деятельности можно сделать вывод, что годовой план психолого-педагогической деятельности выполнен полностью, положительным моментом можно отметить наличие положительной динамики в развитии самопознания обучающихся и повышении психологических знаний участников образовательного процесса.

    Психологическая диагностика является деятельностью по выявлению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности. На основе которой, делается заключение о развитии ребенка и целесообразности той или иной коррекционной работы с ним. Основными формами психологической диагностики является анкетирование, тестирование, наблюдение. Диагностика осуществлялась в  индивидуальной форме по различным направлениям: изучение индивидуальных особенностей, развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы (дети с ОВЗ), написание психологического представления по запросу, при личном обращении обучающихся и родителей, выявление склонностей. По всем диагностическим результатам проведено индивидуальное консультирование с запрашиваемым и рецензентом.

По данному направлению можно сделать вывод, что план реализован полностью. Однако можно отметить наличие некоторых проблем:

  • Несвоевременное обращение участников образовательного процесса за психологической помощью

Важным направлением в работе службы является психологическая коррекция и развитие, которая направлена на устранение отклонений в личностном и психологическом развитии обучающихся. Основными формами психологической коррекции являются индивидуальные и групповые занятия по коррекции и развитию психических и познавательных процессов, активные формы коррекции (занятия с элементами тренинга, деловые и ролевые игры), индивидуальные собеседования.  За год психологами службы проведено 972 коррекционно-развивающих занятия. Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:

  •  развитие познавательных процессов;
  •  коррекция эмоционального состояния;
  •  работа со стрессовыми состояниями;
  •  работа с агрессией;
  •  развитие коммуникативных навыков;
  •  коррекция импульсивности и развитие самоконтроля;
  •  развитие УУД;

Учителями-логопедами проведено 1440 занятий по следующим направлениям:

  • постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков;
  • развитие связной речи;
  • подготовка и обучение грамоте;
  • преодоление нарушений письменной и устной речи у детей школьного возраста.

       Коррекционно-развивающую работу можно считать успешной, как по отзывам самих участников, так и по динамике. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования развивающего направления деятельности.В будущем году необходимо сделать акцент на мотивирование обучающихся к участию в групповой работе, проанализировать трудности и их причины, скорректировать программы коррекционно-развивающей работы.

 

Методическая работа.

     Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

1.         Разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ. Результатами методической работы за этот год стали: а) подбор, анализ и систематизация материалов для написания программ; б) составление программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы; в) создание базы диагностических методик.

2.         Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для обучающихся, педагогов и родителей.

3.         Анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей.

4.         Оформление документации педагога-психолога и учителя-логопеда.

5.         Посещение конференций и семинаров в целях самообразования.

6.        Изготовление необходимых пособий для проведения развивающих занятий.

7.     Приобретение методического и дидактического материала, песочницы для песочной терапии.

8.  Оформление необходимых логопедических пособий (картотеки игр: пальчиковых, лексических и динамических пауз)

     Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с педагогическими кадрами, программам работы с одаренными детьми. Психологи службы принимали участие в различных методических мероприятиях на краевом уровне.

1.      В краевом конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», руководитель службы возглавлял и организовывал работу социально-педагогической номинации.

2.      Провели семинар и подготовили выступление для краевого семинара педагогов дополнительного образования «Психологические основы построения занятий в УДО»

3.      На интернет ресурсах Краснодарского края размещены статьи подготовленные специалистами службы.

Темой по самообразованию является «Использование песочной терапии для коррекции проблем развития ребенка»

Исходя из анализа деятельности, можно сделать вывод, что все направления реализованы, запланированные мероприятия выполнены, однако в ходе работы выявлены некоторые трудности:

— Трудности привлечения родителей к процессу оказания помощи ребенку по причине страхов родителей, отсутствия мотивации к изменению собственной позиции и образа жизни, неготовности принимать помощь от сотрудника ОУ, где учится их ребенок;

— Сложность в отслеживании эффективности проведенной работы, из-за лонгитюдности во времени коррекционного воздействия;

— Недостаточная материально-техническая база кабинета учителя-логопеда, ее несоответствие желательным требованиям.

 

КИМИШКЕЗ ИРИНА ГЕННАДИЕВНА



Руководитель психологической службы, педагог-психолог. Имеет благодарность министерства образования и науки Российской Федерации (2008 г.).
Психологическая служба.
Педагогический и общий стаж работы 30 лет.
Высшее профессиональное. Кубанский государственный университет. Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования.
Специальность «русский язык и литература», присвоена квалификация «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы».
Специальность «психология» присвоена квалификация «психолог».
«Механизмы формирования сред профессиональных проб для подростков в дополнительном образовании» (72 ч.), Москва, 2015 год.
НИКОЛАЕВА ЮЛИЯ ЕВГЕНЬЕВНА



Педагог-психолог
Психологическая служба ГБУ ДО КК «Дворец творчества»
Педагогический стаж 15 лет
Общий стаж работы 19 лет
Образование: ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар
Квалификация: педагог-психолог, по специальности «Педагогика и психология» 2003г.
ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар. Магистр по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование «Психологическое консультирование в образование» 2015г.
КПК – ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» по программе «Использование ИКТ в профессиональной деятельности преподавателя как средство повышения качества учебного процесса» 2017г.
ХОРНАШОВА ИРИНА СЕРГЕЕВНА

a-200x300.jpg" alt="" width="200" height="300" class="alignnone size-medium wp-image-1235" />

Учитель-логопед.
Психологическая служба ГБУ ДО КК "Дворец творчества".
Логопедическое сопровождение детей ОРРЛР.
Педагогический стаж работы 11 лет 11 месяцев
Общий стаж работы 18 лет 1 месяц.
Среднее профессиональное. Краснодарский педагогический колледж №1.
Высшее. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Армавирский государственный педагогический университет.
Высшее. Факультет переподготовки кадров Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма по программе «Педагогика и методика дошкольного образования, логопедия».
Дошкольное образование. Воспитатель детей дошкольного возраста, воспитатель логопедической группы.
Дошкольная педагогика и психология. Преподаватель дошкольной педагогики и психологии и педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.
«Концептуальные и содержательные аспекты деятельности педагогических работников, реализующих программы дополнительного образования детей» 2018 год.
НИКОЛАЕВА ЛЮДМИЛА ВИКТОРОВНА



Учитель-логопед.
Психологическая служба ГБУ ДО КК «Дворец творчества».
Логопедическое сопровождение детей ОРРЛР.
Педагогический стаж работы 17 лет.
Общий стаж работы 39 лет.
Высшее. Краснодарский государственный университет.
Учитель-логопед.
«Логопедическая служба в системе специальной помощи детям с нарушениями речи» 2002 г.
«Комплексная реабилитация детей-инвалидов с нарушением речи» 2009 г.