Искусство слова: как очаровать зрителей

❓ Участники чтецких конкурсов и номинаций часто задают вопрос: «А что не так?».

Это действительно важная тема для разговора, ведь в одних только конкурсах Дворца ежегодно принимает участие более 7 тысяч юных чтецов! 🥲 А ошибки встречаются одни и те же… Решим этот вопрос раз и навсегда!

Жюри краевого этапа и региональный куратор «Живой классики» 2025 года поделились своими рекомендациями 🔥

Какие ошибки чаще всего допускают чтецы?
📣 Рассказывает Анатолий Волошин – режиссёр, педагог дополнительного образования Дворца творчества, региональной куратор «Живой классики»

🔺 Чрезмерная театрализация

«Не стоит падать на колени или выставлять массу декораций… Порой это мешает сосредоточиться на главном. Художественное чтение – не о визуализации текста и актёрской игре, а о чувствовании выбранного произведения».

🔺Переигрывание при чтении текста (неестественная игра с речью)
🔺 Недостаточная громкость

Не отказывайтесь от микрофона, если читаете тихо.

🔺 Лишние движения

«Ходьба по сцене из стороны в сторону, чрезмерное размахивание руками, переминание с ноги на ногу – всë это сильно бросается в глаза»

🔺 «Расскажу историю тараканам на полу»

«Устанавливайте зрительный контакт с аудиторией, чтобы вовлечь её в свое произведение. Многие чтецы от волнения смотрят на пол или на потолок. Это не есть хорошо».

🔺 Искусственное повышение или понижение тона голоса

«Многие ребята, читающие диалоги, повышают и понижают тон звука, пытаясь для каждого персонажа создать свой голос. Не стоит этого делать. Искусственные голоса смотрятся комично. Вместо этого постарайтесь выделять речь отдельных персонажей, используя интонирование. Говорите своим голосом».

🔺 Отсутствие логических пауз

«Не бойтесь брать паузы там, где они необходимы. Это даёт аудитории время осмыслить информацию и создает атмосферу ожидания»🔺

На что еще следует обратить внимание? ✨
❗️ Половина успеха зависит от правильно выбранного произведения.
✅ Выберете произведение, которое Вы чувствуете

«Берите репертуар, который взволновал, которым хочется поделиться. Нужно думать не о том, КАК вы выступаете, а о том ЧТО вы хотите сказатб миру и РАДИ ЧЕГО выходите а сцену. В чем именно заключается ваше послание.
Важно присвоить себе материал, не «выступать», а быть самим собой, делиться историей, которая самого тронула до глубины души. Жюри всегда интересен стержень, личность самого чтеца,» – говорит Елена Опитц, режиссер, заслуженный работник культуры РФ.

✅ Возьмите законченный смысловой фрагмент

«Всегда необходимо помнить о структуре текста: завязка, кульминация, развязка. Постарайтесь верно определить границы смыслового блока,» – советует Елена Чирикова, преподаватель техники и культуры речи, ораторского мастерства и риторики школы радио и телевидения.

✅ Выберете отрывок с позитивной развязкой

«Очень хочется в конце каждого выступления слышать позитив. Постарайтесь брать фрагменты произведений, в которых у героя есть перспектива жизни. Оставьте темы смерти и потери смысла жизни взрослым,» – делится

А от чего зависит вторая половина успеха? 🧐
❗️ От самого чтеца.

✅ Проработайте четкую дикцию
✅ Определите главные слова в тексте (расставьте смысловые акценты)
✅  Держите перспективу речи (ведите мысль вперёд к главной цели, не ставя точку после каждого слова или фразы)
✅ Создайте «киноленту видения» (вообразите предлагаемые текстом обстоятельства)
✅ Контролируйте дыхание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *