Участники чтецких конкурсов и номинаций часто задают вопрос: «А что не так?».
Это действительно важная тема для разговора, ведь в одних только конкурсах Дворца ежегодно принимает участие более 7 тысяч юных чтецов! А ошибки встречаются одни и те же… Решим этот вопрос раз и навсегда!
Жюри краевого этапа и региональный куратор «Живой классики» 2025 года поделились своими рекомендациями
Какие ошибки чаще всего допускают чтецы? Рассказывает Анатолий Волошин – режиссёр, педагог дополнительного образования Дворца творчества, региональной куратор «Живой классики»
Чрезмерная театрализация
«Не стоит падать на колени или выставлять массу декораций… Порой это мешает сосредоточиться на главном. Художественное чтение – не о визуализации текста и актёрской игре, а о чувствовании выбранного произведения».
Переигрывание при чтении текста (неестественная игра с речью)
Недостаточная громкость
Не отказывайтесь от микрофона, если читаете тихо.
Лишние движения
«Ходьба по сцене из стороны в сторону, чрезмерное размахивание руками, переминание с ноги на ногу – всë это сильно бросается в глаза»
«Расскажу историю тараканам на полу»
«Устанавливайте зрительный контакт с аудиторией, чтобы вовлечь её в свое произведение. Многие чтецы от волнения смотрят на пол или на потолок. Это не есть хорошо».
Искусственное повышение или понижение тона голоса
«Многие ребята, читающие диалоги, повышают и понижают тон звука, пытаясь для каждого персонажа создать свой голос. Не стоит этого делать. Искусственные голоса смотрятся комично. Вместо этого постарайтесь выделять речь отдельных персонажей, используя интонирование. Говорите своим голосом».
Отсутствие логических пауз
«Не бойтесь брать паузы там, где они необходимы. Это даёт аудитории время осмыслить информацию и создает атмосферу ожидания»

На что еще следует обратить внимание? Половина успеха зависит от правильно выбранного произведения.
Выберете произведение, которое Вы чувствуете
«Берите репертуар, который взволновал, которым хочется поделиться. Нужно думать не о том, КАК вы выступаете, а о том ЧТО вы хотите сказатб миру и РАДИ ЧЕГО выходите а сцену. В чем именно заключается ваше послание.
Важно присвоить себе материал, не «выступать», а быть самим собой, делиться историей, которая самого тронула до глубины души. Жюри всегда интересен стержень, личность самого чтеца,» – говорит Елена Опитц, режиссер, заслуженный работник культуры РФ.
Возьмите законченный смысловой фрагмент
«Всегда необходимо помнить о структуре текста: завязка, кульминация, развязка. Постарайтесь верно определить границы смыслового блока,» – советует Елена Чирикова, преподаватель техники и культуры речи, ораторского мастерства и риторики школы радио и телевидения.
Выберете отрывок с позитивной развязкой
«Очень хочется в конце каждого выступления слышать позитив. Постарайтесь брать фрагменты произведений, в которых у героя есть перспектива жизни. Оставьте темы смерти и потери смысла жизни взрослым,» – делится

А от чего зависит вторая половина успеха? От самого чтеца.
Проработайте четкую дикцию
Определите главные слова в тексте (расставьте смысловые акценты)
Держите перспективу речи (ведите мысль вперёд к главной цели, не ставя точку после каждого слова или фразы)
Создайте «киноленту видения» (вообразите предлагаемые текстом обстоятельства)
Контролируйте дыхание