Практикум «Моделирование ситуаций работы с V-моделью» провела педагог Елена Петровна Шиян

Существуют различные модели и методологии разработки программного продукта, и начинающему IT-специалисту бывает сложно отличать их друг от друга.

У любого программного обеспечения есть жизненный цикл — этапы, через которые оно проходит с начала создания до конца разработки и внедрения. Чаще всего это подготовка, проектирование, создание и поддержка. Этапы могут называться по-разному и дробиться на более мелкие стадии. Например, это могут быть подготовка, проектирование, создание и поддержка программного обеспечения. V-моделью называется усовершенствованная каскадная модель, в которой заказчик совместно с командой программистов составляют требования к системе и описывают, как будут проводить тестирование на каждом этапе. История этой модели началась в 1980-х.

Для того, чтобы сориентировать учащихся Центра IT-куб краевого Дворца творчества в особенностях данной модели разработки, педагог Елена Петровна Шиян провела практикум «Моделирование ситуаций работы с V-моделью».

16 марта 2024 ребята из нескольких объединений оказались в непривычных для себя условиях – они были разделены на команды жребием. Каждая из четырех команд получила индивидуальное техническое задание по проекту, например, переложить книгу с одного места на другое или отварить картофель, без участия человека. Основной задачей практикума было соблюдение тайминга – временных промежутков, выделенных на каждый этап. Помимо этого, участникам команд выдавался определенный объем ресурсов в виде газет, листов бумаги, ножниц, комплекты разнились между собой, и участникам приходилось затрачивать дополнительные ресурсы времени на получение необходимых материалов. Также у каждого были индивидуальные проблемы, например, сильный ветер, сдувающий проект, отсутствие солнца – выходом из ситуаций стали создание щита от ветра и «приобретение» солнечных панелей. Уже на этапе создания проектов участники познакомились с проблемой встройки тестирования.

Помимо работы у каждого из участников была одна возможность на отдых, одна возможность на остановку работы всей команды, а также 5 минут на то, чтобы продлить перерыв. Ребята освоили сменный отдых, и этим опытом команды поделились друг с другом.

Изучение функционирования моделей разработки программного продукта, которую можно применить для работы с учебными проектами, необходимо для лучшего понимания будущими IT-специалистами процессов работы в команде, взаимодействия, взаимозависимости, содействия, развития навыков управления временем и ресурсами. V-модель структурирует и облегчает процесс разработки, и становится понятно уже на этапе тестирования, в каком месте проекта необходимо искать ошибку.

Практикумы помогают учащимся в короткий промежуток времени лучше концентрироваться на задаче и цели, тренировать навыки презентации, инженерное и критическое мышление.